Коралловые рифы

30.03.2016 23:46

Пытаюсь вспомнить как началось мое знакомство со стариной, древностью. Я выросла вдалеке от столицы и Кремля не видела. В детстве первое яркое воспоминание оставила книга о русских писателях с цветными фотографиями их старинной резной мебели и предметов обихода. Все это казалось волшебным нереальным миром и мои ощущения подтверждались отчасти редкими посещениями музеев. Только там, в резервации, под охраной и сигнализацией обитали эти сказочные «существа». С детства я усвоила, что древности – вещи редкие. Мне казалось невероятным, что здания и предметы даже столетней давности могли сохраниться.  

Знакомство с Европой изменило все. Прогуливаясь по европейским улочкам, я повсюду натыкалась на здания возрастом более пятисот лет и довольно часто – на почти тысячелетние архитектурные памятники. Дома возрастом в сто-двести лет вообще никого не впечатляли. Первое время я благоговейно замирала перед любой старинной дверью, кованой решеткой, аркой, каменной кладкой. Но однажды вдруг осознала: старина – это не музейный экспонат, добытый трудами археологов, а неотъемлемая часть жизни. Для любого европейца старина – это привычный фон, им для встречи с древностью не надо ходить в музей, нужно просто выйти на улицу.

Я почувствовала себя обманутой.

Цивилизация весьма напоминает коралловый риф, «мертвые остовы» никуда не деваются, они обрастают новообразованиями. Хороший тому пример – европейские церкви. По кладке и архитектуре явно видно первоначальный храм в римском стиле, более поздняя готическая пристройка и совсем новые части, имитирующие готику для сохранения стиля.

Цивилизация, как и рифы, прирастают корнями, не меняют места обитания. Именно поэтому ушедшие в землю следы жизнедеятельности легко обнаруживаются при любых строительных работах. 

—————

Назад