А. П. Чехов "Три сестры"

23.02.2019 10:49

 

 

Роман был написан в 1900 году.

Вот что думает о жизни одна из сестёр в начале романа:

"Ирина. Когда я сегодня проснулась, встала и умылась, то мне вдруг стало казаться, что для меня все

ясно на этом свете, и я знаю, как надо жить. Милый Иван Романыч, я знаю все. Человек должен трудиться,

работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье,

его восторги. Как хорошо быть рабочим, который встает чуть свет и бьет на улице камни, или пастухом, или

учителем, который учит детей, или машинистом на железной дороге... Боже мой, не то что человеком, лучше

быть волом, лучше быть простою лошадью, только бы работать, чем молодой женщиной, которая встает в

двенадцать часов дня, потом пьет в постели кофе, потом два часа одевается... о, как это ужасно! В жаркую

погоду так иногда хочется пить, как мне захотелось работать. И если я не буду рано вставать и трудиться,

то откажите мне в вашей дружбе, Иван Романыч".

 

Во втором действии Ирина уже работает:

"Ирина. Надо поискать другую должность, а эта не по мне. Чего я так хотела, о чем мечтала, того-то в

ней именно и нет. Труд без поэзии, без мыслей...".

 

 

Вот размышления ещё двух персонажей:

 "Тузенбах. Тоска по труде, о боже мой, как она мне понятна! Я не работал ни разу в жизни. Родился я в

Петербурге, холодном и праздном, в семье, которая никогда не знала труда и никаких забот. Помню, когда я

приезжал домой из корпуса, то лакей стаскивал с меня сапоги, я капризничал в это время, а моя мать

смотрела на меня с благоговением и удивлялась, когда другие на меня смотрели иначе. Меня оберегали от

труда. Только едва ли удалось оберечь, едва ли! Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится

здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие,

предубеждение к труду, гнилую скуку. Я буду работать, а через какие-нибудь 25-30 лет работать будет уже

каждый человек. Каждый!

Чебутыкин. Я не буду работать".

 

"Чебутыкин (смеется). А я в самом деле никогда ничего не делал. Как вышел из университета, так не

ударил пальцем о палец, даже ни одной книжки не прочел, а читал только одни газеты... (Вынимает из кармана

другую газету.) Вот... Знаю по газетам, что был, положим, Добролюбов, а что он там писал - не знаю... Бог

его знает...". 

 

 

 

—————

Назад