Буллинг

26.05.2016 06:25

Буллинг – это травля.

Как зарождается буллинг? Как в современном офисе среди образованных людей можно услышать «Не лапай мои вещи»?

Мне довелось наблюдать весь процесс проникновения буллера в коллектив от начала и до конца.  

Однажды на предприятии, как-то незаметно для всех, появилась Лида, скромная улыбчивая женщина с ласковыми глазами. Никто толком не помнил, какими были ее первые недели на работе, и чем она вообще занималась, но довольно скоро выяснилось, что Лида человек общительный и веселый, ее звонкий смех можно было услышать издалека. При ближайшем знакомстве стало понятно, что кроме милого характера, она еще и всесторонне развитая личность – с ней можно было поговорить на любую тему.

Её профессионализм и серьезность в работе привлекли мое внимание, между нами быстро завязалась дружба. Казалось, что у моей новой подруги нет изъянов, кроме одной небольшой странности – она самозабвенно хвасталась. Периодически она перевоплощалась из нормального человека в трепещущее от собственного величия существо. Но длились эти приступы считанные секунды, и я решила не обращать на них внимания. Я была очень довольна своей новой подругой и, когда один пожилой сотрудник попытался предупредить меня, я не поняла ни слова из того, что он хотел мне сказать. Иван Федорович посоветовал мне держаться подальше от Лиды, потому что она очень плохой человек. Она одаривает простых рабочих «та-а-акими» неуважительными взглядами и корчит «та-а-акие» гримасы... Несмотря на то, что Иван Федорович не первый раз предупреждал меня о «подводных камнях» на предприятии и ни разу не ошибался, я не поверила. «Гримасы? Что он имеет в виду? Лида такой приятный человек!».

Наша дружба шла полным ходом, мы даже встречались после работы, чтобы попить кофейку и пару раз обедали вместе. Заручившись моим расположением, Лида расслабилась и стала меняться на глазах. Совсем скоро я увидела с каким удовольствием она оскорбляет наших напарниц. Ее лицо в такие моменты искажалось в презрительной гримасе, и она шипела сквозь зубы одной из работающих рядом с нами девушек что-либо неприятное и оскорбительное. Девушки на это никак не реагировали, опускали голову и продолжали работу. Я не знала как себя вести, потом наедине с ними сказала, что такое поведение считаю откровенным хамством, на что они отмахнулись «да ну её». Только теперь я поняла, о каких взглядах и гримасах говорил мне Иван Федорович. Воспитание у Лиды отсутствовало полностью, он был прав, но это еще не значит, что она плохой человек. Но все-таки, после новых открытий я стала на всякий случай отдаляться от нее, меня пугали такие перевоплощения из милой женщины в шипящую змею. Это не нормально.

В дальнейшем мне пришлось наблюдать не раз подобные сценки и при общении Лиды со слесарями. Рабочие тоже никак не реагировали на ее хамство. Казалось, что есть люди, которые принимают такую форму общения, это их не оскорбляет. Как же я ошибалась.

По окончании проекта офис опустел, милые девушки, щебетавшие за соседним столом, уже не работали с нами. Мы остались вдвоем. Лида не продержалась и недели в образе душки, очень скоро настала моя очередь. Дождавшись подходящего момента, она одарила меня змеиной гримасой и попыталась впрыснуть яду. Взглядом я дала ей понять, что она ошиблась жертвой. Лида засуетилась, пытаясь перевести все в шутку. Но маски пали.

Как могли люди терпеть такой тон? Как я могла так ошибаться? Что происходит под моим носом уже больше года?

Я стала связываться с «жертвами» Лиды, которые уже не работали на предприятии. Все, абсолютно все (!) подтвердили регулярные оскорбления и насмешки с её стороны, как правило, производимые без свидетелей. Когда я произносила слово «буллинг», люди усмехались, мол, до буллинга не дошло, просто хамка. Каждый из них молчал, потому что ему казалось, что презирает Лида только его. Все из них в какой-то момент начинали сомневаться в собственной компетентности. Два человека признались, что были на грани оставить работу из-за постоянных придирок и насмешек. Один работник сторонней фирмы поведал, что не «набил ей морду» только потому, что не хотел создавать себе проблем из-за трехдневной командировки. Я попросила всех поинтересоваться буллингом, хотя бы прочитать определение этого слова. Ответ был один: «О, боже мой! Это был буллинг!».

Буллеры – профессионалы своего дела, они старательно очаровывают вышестоящих и влиятельных и аккуратно без свидетелей или, по крайней мере, без важных свидетелей, организовывают травлю своих жертв.

Большинство из нас просто не готовы к встрече с буллером, поэтому они преуспевают на работе. Мы даже не знаем, как распознать буллинг и уж, тем более, нет у нас наготове методики противостояния. 

Умение очаровывать начальство и использование откровенной лжи, делают буллеров неуязвимыми. С ними трудно бороться. Несколько лет назад я столкнулась с весьма запущенным случаем буллинга, тогда я даже не знала этого термина, меня просто поразило отвратительное обращение начальницы с командированными подчиненными. Я посоветовала работникам пожаловаться вышестоящему руководителю и сказала, что выступлю свидетелем. Жалоба была написана, начальницу вызвали на разбирательство. Она вышла из кабинета заплаканная, было видно, что рыдала от души. Выслушав ее версию, большой босс сделал следующий вывод: раньше она подвергалась оскорблениям со стороны своих подчиненных, поэтому теперь иногда невольно отыгрывается за прошлые обиды. Это самое безумное оправдание, которое я когда-либо слышала в своей жизни. Стало понятно, что лжет начальница убедительно, представляю, какую душераздирающую историю она рассказала. Женщина извинилась перед своей командой, если она случайно их чем-то обидела, и на этом история завершилась. Не знаю, как складывались их отношения дальше, но начальница продолжает занимать ту же должность.

Все мы знаем, как поступить, если становимся свидетелями физического насилия. Необходимо сформировать общественное мнение и о психологической травле. Это такое же насилие над личностью. У каждого человека должно быть четкое понимание проблемы и инструкция к действию. Главное оружие против буллинга – общество. Как бы ни старался буллер, у него всегда найдутся свидетели. Их молчание убеждает агрессора в его правоте, и заставляет жертву сомневаться в себе.

Жертвы оказываются в трудной ситуации. Они пытаются пожаловаться родным и близким, а их не понимают, дают неправильные советы "это же просто работа, вышел и забыл, тебе с ней детей не крестить, наверное, ты слишком мнительный". Психологическую агрессию нельзя просто выбросить из головы, она оставляет раны, как и физическое насилие. Если человеку шипят в спину «Вон отсюда!», поверьте, он не скоро это забудет.

Если вы стали свидетелем неуважительного обращения, не молчите, не оставайтесь в стороне, это может оказаться не случайностью, а системной работой буллера.

—————

Назад