Вечная тема

27.02.2019 08:59

 

Меня всегда интересовал вопрос, что происходит с Россией? Почему у нас всё не так, как в Европе? И вот недавно документальный фильм о маленькой стране Науру натолкнул на мысль.

 

Науру — карликовое государство на острове в Тихом океане, прошедшее всего за три десятилетия путь от одной из самых богатых стран мира до полного разорения. Прибыль, получаемая от разработки крупных залежей фосфоритов, озолотила малочисленное население острова, люди перестали работать, дети — учиться, оставили национальный уклад жизни, забыли традиции. Современное национальное блюдо — варёный рис, мясо из консервной банки и жареные яйца. Свежие овощи и фрукты на остров попадают в малых количествах из-за удалённости, а огородничество местное население забыло. На острове самый высокий в мире процент людей, страдающих ожирением и диабетом.

 

Какое это имеет отношение к России? Думаю, Науру и Россию объединяет один общий фактор — искусственные условия, то есть когда естественные механизмы регулирования общества не работают и начинается разложение. На Науру свалилось неожиданное богатство, отпала необходимость в работе, на Россию… даже не знаю, что свалилось на Россию... 

 

Наверное, виной всему безграничные природные ресурсы и безграничная покорность населения. Нет в России никакой силы, способной регулировать власть: богатства не истощаются, народ не бунтует. Элита страны живёт на фантастическом острове Науру, где царит безнаказанность, а деньги льются с неба. Что случается с людьми, живущими в искусственных условиях без какой-либо регулировки извне? Они разлагаются морально. Отсюда и неадекватное поведение российской элиты в последние десятилетия.

 

Проще всего было бы объяснить всё коммунистическим строем, создавшим в России искусственные условия, без конкуренции, свободы, с жёстким контролем государства, но проблема, похоже, древнее. Вот что писал А. П. Чехов в 1900 году в пьесе «Три сестры»:

"Когда я сегодня проснулась, встала и умылась, то мне вдруг стало казаться, что для меня все ясно на этом свете, и я знаю, как надо жить. Милый Иван Романыч, я знаю все. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. Как хорошо быть рабочим, который встает чуть свет и бьет на улице камни, или пастухом, или учителем, который учит детей, или машинистом на железной дороге... Боже мой, не то что человеком, лучше

быть волом, лучше быть простою лошадью, только бы работать, чем молодой женщиной, которая встает в двенадцать часов дня, потом пьет в постели кофе, потом два часа одевается... о, как это ужасно! В жаркую погоду так иногда хочется пить, как мне захотелось работать. И если я не буду рано вставать и трудиться, то откажите мне в вашей дружбе, Иван Романыч".

 

Экзальтированные фантазии никогда не работавшего человека. Но во втором действии девушка уже работает:

"Надо поискать другую должность, а эта не по мне. Чего я так хотела, о чем мечтала, того-то в ней именно и нет. Труд без поэзии, без мыслей...".

 

Вот размышления ещё двух персонажей:

"Тузенбах. Тоска по труде, о боже мой, как она мне понятна! Я не работал ни разу в жизни. Родился я в Петербурге, холодном и праздном, в семье, которая никогда не знала труда и никаких забот. Помню, когда я приезжал домой из корпуса, то лакей стаскивал с меня сапоги, я капризничал в это время, а моя мать смотрела на меня с благоговением и удивлялась, когда другие на меня смотрели иначе. Меня оберегали от труда. Только едва ли удалось оберечь, едва ли! Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится

здоровая, сильная буря, которая идёт, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку. Я буду работать, а через какие-нибудь 25-30 лет работать будет уже каждый человек. Каждый!".

"Чебутыкин (смеётся). А я в самом деле никогда ничего не делал. Как вышел из университета, так не ударил пальцем о палец, даже ни одной книжки не прочёл, а читал только одни газеты... (Вынимает из кармана другую газету.) Вот... Знаю по газетам, что был, положим, Добролюбов, а что он там писал - не знаю... Бог его знает...".

 

Чехов описывает общество конца девятнадцатого века, потомственные лентяи, наследники разорённых родов, подталкиваемые жестокой реальностью к труду. Конец целой эпохи дурных денег, почти рабовладельческого строя, роскоши, праздности и отсутствия хоть какого-то планирования. Нереальные фантасмагорические условия жизни многих поколений. То же произошло и на острове Науру, но в сжатый срок, всего пару поколений науруанцев не работали, имели прислугу и ни в чём себе не отказывали. И там, и там начался процесс разложения общества.

 

В середине девятнадцатого века И. С. Тургенев даёт нам подробное описание российского общества изнутри в очерках «Записки охотника», где абсурдность ведения дел в помещичьих усадьбах граничит с шизофренией. В середине девятнадцатого века страна уже была на стадии глубокого разложения, что доказала скорая революция.

 

Сочитание нашего азиатского терпения и бескрайних богатств «во глубине сибирских руд», похоже, оказалось роковым для развития нации.

 

—————

Назад