Рим и СССР

12.10.2016 16:01

Многие были и свидетелями, и участниками бурных споров в Сети о достоинствах СССР. Однажды и я не устояла.

«- Ой ,,, а что там ни чего хорошего не было?????? Жаль что только это вы и запомнили - а ведь много чего хорошего было в СССР!!!! И коммунисты много чего хорошего несли по планете!!! Капиталисты со своей свободой и ценностями что хорошего в наш мир принесли??? Ну кроме как свободного передвижения по миру???!!!
- Это мне напомнило один диалог из какой-то старой комедии. "Мы выдворим этих римлян из нашей страны! Что они нам принесли хорошего?! Ну, кроме акведуков...  дорог... мостов…  канализации… законов… бань… театра… культуры… что хорошего они нам принесли?!"

- Сравнили то же мне Рим с Европой!!!»

В советской школе меня долгие годы учили, что мировой прогресс начался в 1917 году, после победы социализма. Открыто об этом никто не говорил, но, видя «скудную» древнюю историю Запада и «мощнейшую» современную историю СССР, выводы делались сами. Советскому ученику преподавались лишь безжалостно обрезанные лоскутки мировой культуры, из которых было невозможно составить общей картины развития. Учебные заведения штамповали людей с искаженным представлением о мире. Но что поделать, на этом держатся диктатуры.

Я провела десятилетия в состоянии полного «культурного идиотизма», которое даже затрудняюсь описать. Социалистическое невежество настолько добротно сделано, что долгие годы жизни за границей ничего не изменили в моем мировоззрении. Как это обычно бывает, помогла случайность. Однажды, вытирая пыль с книжных стеллажей, меня заинтересовала внушительная по толщине и высоте книга об искусстве. Полистав ее немного, я обнаружила многочисленные пометки карандашом. Оказалось, книга – школьный учебник (!) моего мужа. В старших классах они изучили весь этот объем информации. Пятьсот семьдесят страниц истории искусства.

Осмелюсь предположить, что настолько полная и объемная информация по истории искусства не преподается у нас даже в университетах. Но ценность учебника не в количестве данных, а в том, как они поданы. В действительности книга – это учебник истории, показанной через искусство. Каждый этап развития, от наскальных рисунков до абстракционизма двадцатого века, сопровождается описанием социальных процессов. Авторы не только перечисляют произведения искусства, но и рассказывают о том, каким было общество на момент создания того или иного произведения. В общих чертах описывается экономика, политика, религия. Читая эту книгу, ты начинаешь видеть человечество, не как завершенный объект, а как процесс. Ни одна из современных цивилизаций не образовалась «вдруг», за каждой из них стоят тысячелетние труды. Все цивилизации плавно перетекают одна в другую, каждая оставляет наследие, наработки, которыми пользуются последующие цивилизации. Весь этот кропотливый труд поколений задокументирован в камне, мраморе, живописи, фресках, летописях, поэмах, инженерных сооружениях.  Вот они - доказательства, разбросаны повсюду. Где ни капни землю – везде найдутся древние свидетельства человеческого гения. Сирия, Иран, Индия, Египет...  Рим и Византия – наследники Греции, Финикии, Персии, Египта. Современная Европа – наследница Рима и Византии. Единый непрерывный процесс развития.

Мне повезло, невольно я избавилась от «культурного идиотизма», но многие мои соотечественники так и не приобрели единой картины мира.

—————

Назад